четверг, 14 ноября 2013 г.

«Родная речь» Вайля и Гениса

А что скажут по поводу «программного» Толстого, изучаемого в школе, Вайль и Генис? Не могли же они остаться в стороне от второго «нашего все», Льва Николаевича? А они начали с ощущения от романа у современников Толстого, и в частности, у Тургенева.
«К истинному своему огорчению, я должен признаться, что роман этот мне кажется положительно плох, скучен и неудачен. Толстой зашел не в свой монастырь - и все его недостатки так и выпятились наружу. Все эти маленькие штучки, хитро подмеченные и вычурно высказанные, мелкие психологические замечания, которые он, под предлогом «правды», выковыривает из-под мышек и других темных мест своих героев,-- как это все мизерно на широком полотне исторического романа!» 

Вот уж точно, «лицом к лицу лица не увидать, большое видится на расстоянии». Правда, это было лишь первое впечатление, возможно, окрашенное некоторыми нотками ревности. Позже и Тургенев изменил мнение, и влияние романа на русских читателей и авторов было признано всеми.

Кстати, наши авторы отмечают еще одну особенность романа, которую мы обычно упускаем из внимания. То есть мы помним об историческом романе-эпопее, о нравственных исканиях героев, о роли личности в истории- обо всем джентльменском наборе тем и проблем, которые усиленно муссируют в школе.

Но при этом мы забываем о том, что роман «Война и мир» еще и очень интересно написан! Ну, действительно, сколько сюжетных линий, сколько драм и интересных персонажей! Сюжет-то как здорово закручен! И здорово, что в романе наряду с общими глобальными проблемами, в которых нужно разбираться и уметь сказать о них, каждый может найти свою нишу, свою уютную норку, в которой будут любовно коллекционироваться отдельные фразы, смех и пение, катание в санях, танцы, объяснения в любви, скрип свежего снега – да мало ли что! Это то, что мы называем литературной деталью. Она может быть совсем маленькой, но какие же они у Толстого яркие и вкусные!

Кстати, сам Толстой, по мнению Вайля и Гениса создал в романе своеобразный культ красоты, но культ особый.
«Книга Толстого полна любованием героями и восторгом перед красотой человека.Что примечательно - более мужской красотой, чем женской. По сути дела, в романе только одна безусловная красавица - Элен Безухова, но она же и один из самых отталкивающих персонажей, олицетворение безусловно осуждаемого автором разврата и зла» 
В общем, Вайль и Генис учат нас читать роман с удовольствием! Попробуйте следовать их советам – и у вас получится.

1 комментарий: