пятница, 14 ноября 2014 г.

Кто такой идиот?

О романе Федора Михайловича "Идиот" слышали, наверно, очень многие, читали  далеко не все.  Как театр начинается с вешалки, так  роман начинается с заглавия.  Книга  с таким названием  останавливает наше внимание. Неудивительно, что один из "академиков",  Владимир Захаров,  доктор филологических наук,  в  телепроекте  "Академия" на телеканале  "Культура"  начал свое выступление, посвященное роману,  с истории самого слова "идиот".    Одно из значений этого слова, имеющего  давнюю историю -  частный человек, не состоящий на государственной службе, наивный и  простодушный. Согласитесь,  далеко не самое обидное толкование.  В его нынешнем, "ругательном" значении  слово стало использоваться лишь с 16 века. К какому из двух толкований  ближе главный герой романа ,князь Мышкин,  каждый из нас решит сам.   Далеко не каждый литературный герой складывается у писателя сразу.  Образ князя Мышкина менялся,  менялся и сам замысел романа, у которого было несколько редакций. В конце концов,  у Достоевского  оформилась окончательная идея -  создать роман, главным героем которого станет "положительно прекрасный человек".
Таковым  и становится Лев Николаевич Мышкин, он же  идиот, доживший до 26 лет и
 сохранивший абсолютно детскую чистую душу, который   вроде бы должен стать легкой
добычей для любого проходимца,  но в  действительности все получается совсем не так.  Достоевский  разворачивает перед нами евангельское действие, которое происходит   в современном  ему 19 веке и это при том, что окружающая Достоевского действительность   навевала мысли скорее  о полном истреблении евангельских заповедей. Тем  удивительнее, что через слезы, боль, смерти  и страдания  всегда светит  не просто надежда, а исступленное убеждение: за всеми этими терниями  светят звезды! Неслучайно  в лекции Захарова так много времени уделено картине  средневекового  художника Ганса Гольбейна  "Мертвый Христос", которая вдохновила  Достоевского на написание романа.  А мы вновь и вновь возвращаемся к одному и тому же вопросу: что нас заставляет  читать  Достоевского, который рвет нашу душу, выматывает ее в буквальном смысле. Зачем нам эти истязания?   И привыкнуть к ним невозможно,  ведь Достоевский всякий раз находит у читателей   новые болевые точки,  на которые давят то князь Мышкин, то Алеша Карамазов, то Родион Раскольников, то роковые красавицы.  И больно  каждый раз, и страшно, и муторно. Но  эти же герои спасают нас  от тоски и уныния.  Именно они, "идиоты" не от мира сего,  гонимые им, но прощающие  его, они и  спасают нас. Вам это ничего не напоминает?

Комментариев нет:

Отправить комментарий