понедельник, 17 ноября 2014 г.

Первое знакомство

А в нашей настольной "Литературной матрице"  свой портрет Пастернака рисует Ксения Букша.  И  это здорово, потому что  когда о  гении пишет какой-нибудь живой классик, это, конечно,  хорошо, но гораздо интереснее, когда  о "священных коровах" говорит человек молодой, не склонный к  восторженным придыханьям,  с  современной лексикой, не так уж далеко ушедший от тебя по возрасту, наш читатель. Поэтому  чуть-чуть о Ксении Букше.  Ей  тридцать лет, она в прошлом экономист,  а ныне -  талантливый  писатель, свободный и независимый.  И Пастернак интересен для Букши именно своей свободой и независимостью, которые  вместе с талантом   создавали для своего владельца не самые комфортные условия  и в  жизни, и в  творчестве. Со статьи Ксении  Букши "Борис Пастернак: девять жизней и одна смерть"   можно начинать свое знакомство с творчеством Бориса Леонидовича.  Она не претендует на  научную глубину, но задает  определенный вектор. Какой? Ну, например такой, что Пастернак был "очень неровным поэтом".
Наряду   со стихами хорошими, очень хорошими, прекрасными и безмерно прекрасными писал  и "так себе стихи", а порой  и "совсем не стихи! 
Но все "не стихи", сложные, порой  неуклюжие, мы забываем мгновенно, как только слышим :
…Снег идет, снег идет,Словно падают не хлопья,А в заплатанном салопеСходит  наземь небосвод.
У Ксении  Букши  Пастернак  больше поэт  зимний, возможно, из-за его  невыносимо прекрасной  "Рождественской звезды", "Метели", "Февраля", процитированного  "Снег идет".   А кто-то наоборот считает  Пастернака  "летним", теплым, светлым. Интересно, каким временем года  он будет определяться для вас?
Ксения внимательно читает с нами свою любимую "Рождественскую звезду".  Знаете, такое медленное чтение  может очень захватить, это вообще большое искусство и не меньшее удовольствие, к сожалению, сегодня почти утраченное. А вдруг вам  удастся  его возродить? Попробуйте, это, честное слово, очень захватывает.  
Что для Букши интереснее всего в Пастернаке? Его   погруженность не в себя, а в мир. Лирик по определению должен быть   индивидуалистом,  в центре должно быть "я". А у Пастернака в центре мира – сам мир, природа, пейзаж, в котором поэт растворен!
Язык не поворачивается о себе. Глаза не смотрят внутрь. Это не я тоскую, это ветер. 
Все, говорящие о Пастернаке, обращаются к литературным параллелям. Что с ними у Ксении Букши? Они есть, и на сей раз с Толстым.  Как понимают оба автора  роль личности в истории?  Мнение Толстого  известно, а с Пастернаком все  очень непросто, как непросто с  самым главным его детищем, романом "Доктор Живаго".  И здесь Букша  дает свой ответ на вопрос,  почему  все-таки Пастернак погиб после всей этой  чудовищной истории  с отказом от Нобелевской премии.  Ответ неожиданный, как и  многие выводы, которые  Ксения  делает в конце статьи. Заинтриговала? Да я, собственно, и не задавалась такой целью. Но если  я  все же  ее достигла, и вам захотелось прочесть  статью Букши, а  может быть, сразу открыть лирику Пастернака -  что ж, буду только рада. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий