понедельник, 17 ноября 2014 г.

"Герой нашего времени" как первый русский приключенческий роман

Я очень люблю  Вайля и Гениса с их  " Родной речью". Это всегда парадоксально, остроумно  и интересно.  Лермонтову посвящены две главы. "Печоринская ересь" рассматривает    "Героя нашего времени" с несколько неожиданной  точки зрения. Почему  роман, которому уже более полутора веков, так интересен  многим поколениям читателей? Потому что, роман, будучи  и психологическим, и философским, и даже абсурдистским, 
"не перестает быть  романом приключенческим, одним из шедевров русской классики, где почти  бульварная увлекательность не мешает исследованию философских концепций".
Пусть ничье нежное  ухо не коробит сочетание  "бульварная увлекательность".
Мы, рассуждая  о композиции и проблематике романа, иногда совершенно забываем, что он  потрясающе интересно написан, в нем постоянно  развивается интрига,  калейдоскоп событий   впечатляет.
"Печорин крадет одну девушку, обольщает  другую….Он вмешивается в дела контрабандистов, обезоруживает маньяка, убивает соперника, наконец –умирает в далекой Персии. И все это на протяжении  полутораста страниц. Да знает ли русская литература другого героя, совершившего столько подвигов?"
 Наверно, это была гениальная находка Лермонтова. 
Соединить этот каскад приключений с  самоанализом героя,  сделать  сверхзлодея простым человеком,  в котором "соединяется  исключительность с заурядностью". Для этого и был создан  "Дневник Печорина". И, удивительное дело,  этот самый сверхзлодей  оказывается любим читателем, ну, во всяком случае подростками, поскольку именно они массово вынуждены читать "Героя нашего времени". Да, русского приключенческого романа из него не получилось, но  получилось нечто гораздо более ценное  -  русский психологический роман.


 Печорин объясняет читателю самого себя, "второй Печорин, который следит за первым,  копается в его душе, обнажает его пороки". Печорин – интриган как образ несложен, но при этом обаятелен и интересен особенно в глазах героинь, которых пленяет его кажущаяся загадочность.  Ему интрига нужна, как воздух, она создает иллюзию  яркой и насыщенной жизни. Как только интрига кончена, приходит скука и разрушается самая главная иллюзия Печорина – иллюзия личной свободы.  Свободен ли  он? Печорин – аналитик понимает, что  несвободен. Кто ведет его: Бог, судьба, случай? Самое интересное, что  Лермонтов на этот  вопрос не ответил….или  все-таки ответил? Читайте,  думайте.

Комментариев нет:

Отправить комментарий