понедельник, 17 ноября 2014 г.

Как полюбить злодея

Как известно, истина  рождается в споре.  Спор правда не всегда  хорошо воспринимается на слух, но несколько мнений всегда интереснее слышать, чем одно.  Это лишний раз подтвердили  "игроки в бисер", которые вместе с Игорем Волгиным обсуждали  роман Лермонтова "Герой нашего времени". Вряд ли сегодня какой-нибудь двадцатипятилетний писатель  может рассчитывать на такой  читательский успех, какой обрушился на Лермонтова после выхода романа "Герой нашего времени".  Одна  из причин такой популярности  - уже неоднократно оговоренная  удивительная глубина и зрелость прозы, совершенно не характерная для столь  такого молодого возраста  автора.  Конечно,  всех поразил  главный герой Печорин, который родился, когда запоздалый романтизм уже окончательно сдавал свои позиции, а  обыденность реализма еще не успела надоесть.   Печорин -  собрание множества пороков, но он нам нравится,  хотя все мы прекрасно осознаем, что он равнодушный  эгоист, циник и прочая, и прочая.  Однако  Лермонтов так умело играет с читателем, что последний не замечает, как  начинает любить  Печорина.  Каким образом?  Тут есть свои секреты мастерства. 
Один из них:  сделай злодея главным героем -  и  он начнет вызывать сочувствие.   Хотите второй – пожалуйста! Если о злодее будет говорить рассказчик, то читатель  рано или поздно встанет на сторону этого рассказчика и злодея опять же возненавидит. А если повествование ведется  от лица самого злодея, да еще и сознающего, что он – "топор судьбы", губящий людей? Такой герой никого не оставит равнодушным.
Лермонтов  в "Герое нашего времени" дал автопортрет, но разделил его "на две персоны". Печорин  во многом схож со своим создателем, но внешне  даже отдаленно не похож на малосимпатичного внешне поэта.  Скорее физическим портретом автора является Вернер, большеголовый, непропорциональный, абсолютно некрасивый и очень проницательный.
Именно он понимает, зачем  Печорин убивает Грушницкого. Ведь если вдуматься, то впрямь – зачем? Грушницкий молод, наивен, глуповат, при этом он отнюдь не подлый,  не трусоватый. Зачем  умному, сильному Печорину убивать такого слабого, неравного противника, зачем разыгрывать сложную интригу для того, чтобы  унизить  ни в чем не виноватую Мери,  вовсе  не безжалостную кокетку, не интриганку? Зачем палить из пушки по воробьям? Кстати, оба эти героя  говорят  Печорину одну и ту же фразу: "Я Вас ненавижу". Такое ощущение, что он упорно добивается услышать это признание.   А ведь Мери  и Грушницкий выходят из игры, которую им навязывает разыгрывающий фарс и мелодраму  Печорин.    Их нежелание играть уготованные роли превращает фарс в трагедию, а мелодрама перерастает в подлинную драму. Способен ли Печорин полюбить кого-нибудь вообще? Вряд ли. Любовь требует предельной открытости  и искренности.  Предстать перед любимой женщиной  "без панциря", его привычного цинизма, Печорин никогда не сможет, он вообще не может быть искренним ни с кем, это слишком страшно для него.

Обсуждение игроков заканчивается  весьма неожиданным вопросом. Как бы каждый из нас  повел себя с Григорием Печориным, случись  столкнуться с ним в жизни?   Я бы сделала все, чтобы избежать такого контакта. А вы? 

Комментариев нет:

Отправить комментарий